МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА
Том XLIII, С. 112-114
опубликовано: 14 января 2021г.

МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА

Содержание

Мученичество Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота Фракийских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я треть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39)Мученичество Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота Фракийских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я треть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39)[Греч. Μάξιμος, Θεόδοτος, ῾Ησύχιος καὶ ᾿Ασκληπιοδότη] († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.). Мученичество М., Ф. и А. написано на греч. языке и имеет по крайней мере 4 редакции. Одна из них (BHG, N 1240), опубликованная в Acta Sanctorum с лат. переводом, по мнению болландистов, является достоверной и была составлена современником мучеников вскоре после их кончины до прекращения гонений на христиан при имп. Константине I Великом (ActaSS. Sept. T. 5. P. 30). Впосл. И. Делеэ подверг сомнению историчность сведений о М. и пострадавших с ним (Delehaye. 1912. P. 244). Однако В. Велков на основе указанных в тексте топонимов пришел к выводу, что Мученичество отражает реальные исторические события и было создано не позднее 313 г. местными христианами знатного происхождения (Велков. 1964). Др. версия Мученичества (BHG, N 1240b) содержится в Минологии X в., изданном В. В. Латышевым.

Согласно Мученичеству, имп. Максимиан приказал разыскивать христиан по всей империи, предавать их жестоким пыткам и казнить в случае отказа принести жертву идолам. В то время в Маркианополе (ныне Девня, Болгария), столице пров. Вторая Мёзия, были схвачены М. и А., известные благородным происхождением и благочестием, к-рые публично исповедовали Христа и отказались почтить языческих богов. Вскоре туда прибыл префект пров. Фракия Тирид и вызвал на допрос М., к-рый произнес на суде пространную апологию христианства, обличил языческих богов и высмеял приказ императора, за что был подвергнут бичеванию. После этого Тирид вызвал на допрос А. Он уговаривал женщину отречься от Христа, чтобы избежать пыток, которым на ее глазах подвергали М., и спасти себе жизнь. А. осталась непреклонной. Тогда наместник велел бить ее по пяткам, так что потоки крови лились по земле. Среди присутствовавших на допросе был Ф., к-рый открыто обличил жестокость Тирида, после чего его привязали к деревянному столбу и стали строгать все тело. Затем М., Ф. и А. были брошены в темницу. Через 15 дней вместе с Тиридом они прибыли в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и вновь предстали перед судом, где единогласно отказались принести жертву идолам. Префект приказал сечь их тела, а затем прикладывать к ним раскаленные медные пластины. После этих пыток мучеников вновь отправили в тюрьму. По прошествии немногих дней святых привели в театр на растерзание диким зверям, к-рые не только не причинили им вреда, но и лизали ноги мучеников и преклоняли перед ними головы. Тогда разъяренная толпа стала забрасывать М., Ф. и А. камнями. Тирид отправился вместе с арестованными в Филиппополь (ныне Пловдив, Болгария) и по дороге приказал отрубить им головы в неком месте под названием Салтис в 30 милях от города. Вскоре после кончины мучеников, к-рая, согласно тексту из Минология, последовала 19 февр., префект был поражен молнией на судейском кресле и умер.

Г. Атанасов попытался определить место казни М., Ф. и А. и на основе указания, что в Салтисе находился обильный источник воды, предположил, что святые пострадали в окрестностях совр. Перуштицы. В 1-й пол. IV в. там был построен мартирий в честь М., Ф. и А. и положены их мощи; ок. V в. мартирий был перестроен в Красную церковь (Атанасов. 2011. С. 22-23).

По мнению исследователей, под упомянутым в Мученичестве императором следует понимать Галерия Максимиана (293-311), а кончина мучеников произошла между 305 и 311 гг. (ActaSS. Sept. T. 5. P. 30-31).

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память М., Ф. и А. с краткими сказаниями о них, отличающимися друг от друга нек-рыми деталями, содержится под 15 сент. и 19 февр.: в Синаксаре под 15 сент. указаны время и место страданий святых и говорится, что вначале их жестоко избили палками, а затем, доставив в Адрианополь, усекли мечом. Под 19 февр., напротив, ни имя правителя, ни названия городов не обозначены; мучеников подвесили к древу и строгали железными когтями, затем в др. городе отдали на растерзание диким зверям и, наконец, отрубили им головы в лесистых местах. В Минологии под 15 сент. акцент делается на том, что мученики проповедовали Христа и многих обратили к вере; также здесь указывается, что вместе с М., Ф. и А. пострадал некий их родственник, не названный по имени; под 19 февр. в нем упоминаются только М. и Ф. и говорится, что они были сожжены заживо. В ряде греческих стишных Синаксарей (напр.: Paris. gr. 1282, XIV в.) и в печатной Минее (Венеция, 1592) память мучеников отмечена под 17 сент. В Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 236) и в некоторых визант. Синаксарях (напр.: Mess. 103, XII в.) под 19 февр. вместе с М., Ф. и А. упоминается И. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 15 сент. содержатся память М. и посвященное ему двустишие; под 19 февр. помещено краткое сказание об А., а также память М., Ф. и И. и двустишие, посвященное им.

Из греч. Синаксарей память мучеников перешла под теми же числами в славянские Прологи и Минеи; под 19 февр. они упоминаются вместе с И.; под 15 сент. А. названа мужчиной (Асклепиадотом или Асклиадом) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 487-488; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1201).

Метафрастическая (расширенная) версия Мученичества святых сохранилась на груз. языке под 19 февр. в поздней рукописи Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 1. Л. 77-80, XVI в.). 15 сент. датировано синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 281-282).

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М., Ф. и А. отсутствует. Впервые краткое сказание, в к-ром упоминаются только М. и Ф., появляется в Мартирологе П. Галезини под 15 сент.; местом кончины назван Адрианополь, вместо Ф. указан Феодор (Martyrologium sanctae romanae ecclesiae / Ed. P. Galesini. Venetiis, 1578. P. 127v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 15 сент. приводятся те же место казни и имя Ф., что и выше; также здесь упоминается А., но в форме муж. рода. В совр. редакции Римского Мартиролога память мучеников отсутствует.

Ист.: BHG, N 1239-1240b; MartRom. P. 397; ActaSS. Sept. T. 5. P. 30-37; PG. 117. Р. 49-52, 231 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. T. 1. P. 106-111; SynCP. Col. 46-47, 52, 475; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 151, Τ. 3. Σ. 286; ЖСв. Сент. С. 307; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 167, 193; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 739.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48, 284; Т. 3. С. 377-378; Delehaye H. Notes sur un manuscrit grec du musée Britannique // AnBoll. 1906. Vol. 25. P. 496-499; idem. Saints de Thrace et de Mésia // Ibid. 1912. Vol. 31. P. 161-301; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l'Empire romain. P., 1918. P. 109; Велков В. И. Агиографски данни за историята на Тракия от IV в.: (Passio SS. Maximi, Theodoti et Asclepiodotae) // ИИИ. 1964. Т. 14/15. С. 381-389; он же (Velkov). Roman Cities in Bulgaria: Collected Studies. Amst., 1980. P. 137-149; Sauget J.-M. Massimo, Teodoto e Asclepiodote // BiblSS. Vol. 9. Col. 79-80; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).
῾Αγιολόγιον. Σ. 291; Атанасов Г. 345 раннохристиаянски светци-мъченици от българските земи (I-IV в.). София, 2011.
А. Н. Крюкова

Гимнография

В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., М., Ф. и А. упоминаются 15 сент. и 19 янв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 36, 236).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., Ф. и А. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 164, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 52) - 19 февр. содержится богослужебное последование М., Ф. и А., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Такой же состав имеет богослужебное последование М. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 418-419). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память М., Ф. и А. не зафиксирована.

В древнейших редакциях Иерусалимского устава М., Ф. и А. либо упоминаются 19 февр. вместе с ап. Архиппом (напр., в ркп. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40), либо не упоминаются вовсе (напр., в ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 192). В первопечатных греч. и рус. изданиях Типикона и в совр. греч. и рус. богослужебных книгах служба М., Ф. и А. отсутствует - под 19 февр. помещена только служба ап. Архиппу.

Богослужебное последование М., Ф. и А., содержащееся в источниках XI-XIII вв., состоит из канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Σεπτοῖς ἀθληταῖς τερπνὸν ἐξᾴδω μέλος. ᾿Ιωσήφ (Досточтимым мученикам радостную воспеваю песнь. Иосифово) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ (  ), нач.: Συνόντες τῷ Χριστῷ (Сущии со Христом), цикла стихир-подобнов, седальна и светильна (см.: AHG. T. 6. P. 310-319; см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1948. Τ. 47. Σ. 31). Также по рукописям известен иной канон М., Ф. и А. с именем автора - Георгия (еп. Никомидийского) - в богородичнах 3-го гласа, ирмос: Τῷ ῾ρυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ (    ), нач.: Τῆς εὐσεβείας τοὺς κραταιοὺς ὑπερμάχους (Благочестия сильных борцов) (Ταμεῖον. Σ. 168).

Е. Е. Макаров

Иконография

Мартирием этих мучеников считается Красная ц. в Перуштице - единственный археологически известный памятник IV-V вв. в окрестностях древнего г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) в рим. пров. Фракия; его необычный план с сочетанием трифолия и овала исследователи трактуют как мартирий для неск. саркофагов (Бояджиев Ст. Архитектура, първоначално предназначение и преустройства на Червената църква при Перущица // Археология. 1998. № 3/4. С. 24-37; Атанасов Г. 345 раннохристиянски свети-мъченици от българските земи I-IV в. София, 2011. С. 22-23).

Сцена казни 3 мучеников вошла в Минологий Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39). Событие развернуто на 1-м плане, ландшафтный фон составляет небольшая горка, симметричная фигуре размахнувшегося палача. В центре - падающее тело обезглавленного и безрукого средовека, видимо М.; на нем охристого цвета туника с длинным рукавом. Следующим казнят также средовека, в тунике розового цвета, к-рому до того были усечены ладони. Оба мученика с короткими волосами и бородами. Слева в ожидании казни стоит со связанными за спиной руками юная мученица с длинными волосами в сером платье; в подписи к краткому сказанию и миниатюре она названа «A σκληπιοδὸτις».

В той же рукописи под 19 февр. как отдельная сцена представлено сожжение 2 святых, названных М. и Ф. (Fol. 413),- имеются в виду, очевидно, Адрианопольские мученики. Из ярко-красных языков пламени костра встают 2 средовека, воздевшие руки в жесте орантов. У обоих короткие темные волосы, у М. борода клинообразная, у Ф. короткая бородка. М. в темном платье, складки к-рого прописаны золотым ассистом, на Ф. белая туника с длинными рукавами, драгоценная вышивка украшает поручи и верха рукавов. Сцена гибели 3 Маркианопольских мучеников включена в греч. рукопись, исполненную в столичном скриптории,- Минологии на февр. и март (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 91v, 2-я четв. XI в.).

Среди настенных минологиев сцена усекновения головы М. есть в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), на юж. стороне сев. нефа - под 16 сент., а страдания всех 3 святых (под 19 февр.)- на юж. склоне юж. свода, 2 мученика изображены погрудно, горящими в огне костра. В притворе ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (1348-1350) под 19 февр. в верхней части юж. пилястры на зап. стене гибель мучеников представлена как их сожжение. В надписи указано, чья память празднуется 19 февр.: «Сты мчнкъ еодотоу Максима и прочимь».

В русском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.), изданном Г. Д. Филимоновым, под 15 сент. есть лишь упоминание имен, разделенное сведениями о др. святых: «И святаго мученика Максима… И святых мученика Феодота и Асклиады» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47). Под 19 февр.- память 3 мучеников и мч. Исихия: «Вси млады, в двух ризах; Асклипиодотия девица простовласа, в одной ризе. Сентября в 15 день в минеи пишет и мнится, что не о сих святых» (Там же. С. 153). Только с ап. Архипом М. изображается как молодой воин, безбородый и в латах антикизирующего образца, также под 18 февр.- на эмалевой пластине в составе миней (2-я пол. XVIII в., ГИМ) или в античных одеждах, с мученическим крестом - на иконе 40-х гг. XIX в. (частное собрание). В предписаниях, собранных акад. В. Д. Фартусовым (1910), приведены более подробные сведения о внешности святых: «Все болгарского типа; о подобии и летах неизвестно, но по житию видно, что они были не молоды и не стары, а потому лучше изображать св. Максима и Феодота - средних лет, с красивыми бородами средней величины, с проседью, в одеждах людей почтенных и известных добродетелью, святую же Асклиаду писать тоже не моложе средних лет, в скромной одежде болгарских женщин»; к этому тексту добавлено, что с ними пострадал мч. Исихий, его также предлагается писать «болгарского типа, средних лет» (Фартусов. Руководство к писанию. С. 15). Также память 4 мучеников отмечена под 19 февр. (Там же. С. 189).

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 260, 276, 287, 333; LCI. Bd. 7. S. 623; Бусева-Давыдова И. Л. Основные проблемы изучения рус. поздней иконописи // Рус. поздняя икона от XVIII в. до нач. XX стол.: Сб. ст. / Ред.-сост. М. М. Красилин. М., 2001. С. 25.
М. А. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
  • ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня)
  • ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ (III-IVвв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля)
  • ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
  • АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
  • АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
  • АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
  • АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
  • АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
  • АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
  • ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)
  • ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
  • ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.)